ИСТОРИЯ ХРАМА


Кузнецкая слобода возникла в 1595 году, когда по указу царя Феодора Иоанновича тридцати кузнецам, изготавливавшим оружие и называвшимися самопальниками, была дарована земля за рекой Упой.

В 1625 году, согласно писцовой книге, в Кузнецкой (Оружейной, Казенной) слободе имелись две деревянные церкви — летняя Никольская и зимняя, теплая во имя Рождества Христова.

Церковь Рождества Христова была единственной теплой из пяти существовавших в то время храмов Заречья. Ежегодно после праздника Покрова жители всех зареченских слобод (Кузнецкой, Гончарной, Ямской) независимо от того, к какому приходу принадлежали, собирались на церковную службу именно сюда. В течение каждого годового цикла она, таким образом, какое-то время играла роль общего храма Заречья.

***************

В числе прихожан этих церквей был знаменитый род Демидовых.



По преданию, которое приводит П.И. Малицкий, в одной из деревянных церквей имелся придел во имя святого апостола Андрея Первозванного. Устройство этого придела предание связывает со случаем из семейной жизни Никиты Демидова, говорит, что он устроен «на костях» его дочери. Как сказано в предании, у Демидова были разные тайные подвалы и ходы; его дочь однажды из любопытства отперла один из подвалов, чем вызвала гнев отца. Он так сильно ударил ее ключами, что она оттого умерла. Трагедия случилась в день памяти Андрея Первозванного, потому кающийся отец и устроил придел во имя этого апостола.



Каменный двухэтажный храм возводился с 1729 (или 1730) по 1735 гг. на средства Акинфия Никитича Демидова, сына основателя легендарной династии. В нижнем, теплом этаже находились престолы во имя святителя Николая Чудотворца (освящен в 1730 году) и апостола Андрея Первозванного (освящен в 1734 году), в верхнем, не отапливаемом - в честь Рождества Христова (освящен в 1735 году). К началу XX в. в храме появился еще один придел, посвященный святому Тихону, Калужскому чудотворцу.



По основным алтарям церковь именовали то Никольской, то Христорождественской, «что за Упою рекою» или «что в Казенной слободе». В конце XIX — начале XX века ее официальное название - Христорождественская, что на Оружейной стороне. В народе же храм называли Николо-Зарецким, а также Николой Богатым. Историк Н.Ф. Андреев в середине XIX в. приводил две версии, объяснявшие последнее название — из-за состоятельных Демидовых, живших неподалеку от церкви, либо из-за ее великолепного убранства. Он же так оценивал ее: «Бесспорно, что одна из лучших, красивейших в архитектурном отношении церквей - это Рождество Христово,- что на Оружейной стороне». В советской краеведческой литературе 1920 — начала 1930 гг. храм именуется Николой Казенным — видимо, по наименованию Казенной слободы, в которой он находился. В одном из документов 1930 года об использовании храма после закрытия он назван Николой Зелёным - по цвету фасадов.



В справочнике «Вся Тула и Тульская губерния» (1925 г.) в разделе «Тульские здания как исторические памятники» архитектура церкви относится к «стилю старого Петербурга».



Изначально церковь строилась по обычному плану: по линии восток-запад располагались алтарь, основной объем, трапезная, колокольня. Но 3 октября 1730 года только что построенная колокольня, вероятно, находившаяся над демидовской усыпальницей, обрушилась. При этом пятнадцать человек погибли, девять получили увечья. Потому-то колокольню и возвели отдельно, на другой стороне Никольского (ныне Оружейного) переулка.



Ни своими формами, ни декором демидовский храм не напоминает старинные тульские церкви. Это прямоугольное, в плане сильно удлиненное двухэтажное здание с повышенной средней частью. По архитектурной композиции, имеющей скорее дворцовый, чем культовый характер, а также по своему декоративному убранству церковь относится к петербургскому барокко конца XVII — начала XVIII вв.



Четырехгранный изогнутый купол заканчивается нарядным фонарем с живописной главкой. Интересно, что эта главка, по форме напоминающая вазу, похожа на завершение барочной звонницы Троице-Сергиевой лавры, построенной по проекту архитектора Ухтомского незадолго до Николо-Зарецкого храма.



Колокольня, имевшая когда-то часы-куранты, отличается по стилю от храма. Как указывалось в путеводителях по Туле, изданных в советский период, она сохранила типичную для ярославских и суздальских звонниц XVII столетия схему высокого столпообразного восьмерика на четверике основания. Отклонением от традиционной схемы авторы путеводителей считали завершение колокольни ступенчато убывающими восьмериками вместо привычного шатра.



Возможно, не совсем верно считать такое завершение «отклонением от традиционной схемы». Даже в самом Ярославле именно ярусные колокольни в конце XVII - в начале XVIII вв. приходят на смену шатровым — вследствие влияния популярного тогда, сложившегося в Москве стиля «нарышкинского барокко». Так что это не отклонение, а, скорее, тенденция тогдашнего времени. Эти высокие, стройные колокольни состояли из водруженных друг на друга восьмериков, последовательно уменьшающихся в размерах.



Но, возможно, не ярославские колокольни стали прототипами тульской.



26 марта 2017 года.
Экскурс в архитектуру Николо-Зарецкого храма 

Член Союза архитекторов России Татьяна Халтурина провела беседу с духовенством и прихожанами Николо-Зарецкого храма г. Тула, во время которой рассказала об истории и архитектурных особенностях дома Божьего, построенного на средства Акинфия Демидова.

Член Союза архитекторов России Татьяна Халтурина профессионально занимается XVIII веком, потому ее заинтересовала история Николо-Зарецкого храма, строительство которого шло с 1729 по 1735 годы: «Некоторое время назад на катехизаторских курсах я читала лекции по церковному искусству Николо-Зарецкого храма. Много интересного почерпнула из документов, опубликованных по истории Академии наук, а также применила методы исследования на основе графического материала. Этот храм практически не изучен с точки зрения его архитектуры, потому в ходе работы я провела параллель, что архитектура Тулы ориентирована на Санкт-Петербург и Москву, и попыталась установить дом Божий, который служил прообразом Николо-Зарецкого храма. К примеру, по вертикали весь пропорциональный строй нашего дома Божьего повторяет пропорциональный строй здания Адмиралтейства, архитектором которого являлся Иван Коробов. 

Стоит добавить, что в областном центре не было своей архитектурной или художественной школы, потому в этом плане нельзя говорить об абсолютной самостоятельности стиля тех или иных строений. Одна из задач исследования памятника – постановка его в определенный художественный контекст, что мы и постарались сегодня сделать».

Во время беседы Татьяна Михайловна рассказала гостям о внешнем убранстве и архитектуре Николо-Зарецкого храма, его стилевых особенностях и сходстве с некоторыми постройками Ярославля, Санкт-Петербурга, Москвы и других городов России.

Настоятель Николо-Зарецкого храма г. Тула протоиерей Виктор Матвеев отметил, что дом Божий является одним из древнейших на Тульской земле, и в 2029 году отметит свое 300-летие: «Для меня, как настоятеля, священнослужителя, человека, восстанавливающего этот дом Божий, сегодняшний экскурс в архитектуру храма был очень интересен. К сожалению, можно отметить скудность информации по Николо-Зарецкому храму, а Татьяна Михайловна любезно согласилась предоставить нам свои данные и исследования. Многие люди приезжают в наш дом Божий, и теперь я буду рассказывать им историю прихода на основе полученных знаний».

Прихожанка Николо-Зарецкого храма Галина Макаренко рада, что узнала новые данные об истории прихода: «Я очень люблю историю, потому с удовольствием приняла участие во встрече с архитектором. Интересно было узнать, как много тонкостей во внешнем убранстве дома Божьего, услышать о том, как родственные связи семьи Демидовых повлияли на строительство».

Руководитель творческой мастерской «Звезда», офицер запаса Леонид Искрин познакомился с Татьяной Халтуриной в 2016 году во время работы над проектом казачьего храма: «В этом году настоятель Николо-Зарецкого храма протоиерей Виктор Матвеев отмечал 65-летний юбилей, и мне захотелось преподнести ему памятный подарок – красиво оформленные фотографии из семейного альбома, биографические данные. Обработать все это должным образом мне помогла Татьяна Михайловна. В процессе работы выяснилось, что у нее есть научные исследования о нашем храме. Это было совершенно неожиданно, учитывая, что второй год подряд мы собираем материал для издания книги о приходе.

Сегодняшняя лекция стала серьезным информационным пластом, который мы обязательно используем во время выпуска книги под названием «Николо-Зарецкий храм – история и современность». Помимо исторических данных, мы расскажем, кто восстанавливал дом Божий, что это за люди, с какими находками и трудностями они сталкивались. По сути, храм начали восстанавливать лишь в 1999 году, а с 1936-го года прошлого столетия он только разрушался. Очень хочется, чтобы то, что происходит сейчас во внутренней и внешней отделке, было задокументировано. Потому встреча с Татьяной Михайловной дополнила наш творческий путь в этом направлении».

Клирик Николо-Зарецкого храма г. Тула иерей Алексий Матвеев поблагодарил Татьяну Михайловну за интересную и познавательную встречу: «На наших духовных беседах еще не было такого количества людей, как сегодня. Это говорит, прежде всего, о заинтересованности самих прихожан темой архитектуры храма. Обычно мы говорим о святоотеческом опыте, толковании Евангелия, но сегодня решили углубиться в историю прихода.

Как правило, эффект, оставленный лектором, проявляется в поведении людей: по окончании встречи я вышел из церковного дома и увидел слушателей, рассматривающих внешнее убранство храма. Татьяна Халтурина определенно заинтересовала прихожан и нас, священнослужителей. Для меня, например, было большим удивлением узнать, что архитекторы, работавшие над проектом храма, оказались родственниками Акинфия Демидова».

Олеся Феофилова

19 декабря 2016 года.
Напоминание о чудесных событиях

В день престольного праздника в Николо-Зарецком храме г. Тула по окончании Божественной литургии настоятель протоиерей Виктор Матвеев совершил чин освящения иконы Николая Чудотворца, именуемой «Отец города Бейт-Джала».

Образ, который отныне будет постоянно находиться в Николо-Зарецком храме, является уникальным – нигде в России нет похожей иконы. История образа «Отец города Бейт-Джала» берет начало на Святой земле, в арабском городе Бейт-Джала, где расположен храм святителя Николая Чудотворца. На протяжении нескольких тысячелетий этот населенный пункт является центром христианской жизни на Святой земле, и неслучайно храм святителя Николая построен именно здесь – по преданию, с 310 по 313 годы святой Божий угодник жил на этой территории во время паломничества в Палестину.

В начале V века на том месте, где располагалось жилище святого, был возведен собор святителя Николая Чудотворца, однако в XIV веке он был разрушен мамлюками – остался только нижний придел. Прошли столетия, и в начале XX века началось восстановление дома Божьего. В 1931 году храм был освящен и больше не подвергался разорению. Именно здесь можно увидеть подлинник иконы «Отец города», изображающей чудеса, связанные с храмом и городом Бейт-Джала.

Клирик Николо-Зарецкого храма иерей Алексий Матвеев подчеркнул, что святитель Николай является заступником, к которому всегда и в любой ситуации можно обратиться за помощью: «Когда мы говорим о святых людях, то вспоминаем чудеса, которые происходили когда-то давно. Однако забываем, что они случаются постоянно. Образ, который мы сегодня освящаем, дан людям в напоминание о чудесных событиях, которые происходили на Святой земле совсем недавно, и их свидетели еще живы. Так, на полях мы можем увидеть надпись под одним из изображений «Деревья бросают камни» – однажды в Бейт-Джалу приехали разбойники, а у населения не было никаких сил отразить наступление. Тогда люди стали молить святителя Николая о заступничестве, и оливковые деревья начали кидать в разбойников камни.

В 1934 году во время правления англичан арабам запретили держать дома оружие, в то время как для мужчины-араба это понятие чести. Тогда партизаны собрали у всех мужчин оружие и принесли в храм. Батюшка благословил развесить их на лампадах и принял решение, что уж лучше его одного казнят, чем весь город. Пришли англичане, вошли в храм и ничего не увидели – Господь закрыл им глаза.

В 1967 году во время шестидневной войны, когда стреляли по городу Бейт-Джала, ночью на крыше храма появился святитель Николай в полном святительском облачении, а сверху мантия. Его видели многие жители. И все бомбы, летевшие по небу, он складывал под мантию. Ни один человек не пострадал, и ни один дом не был разрушен во время обстрела.

В 2002 году святой угодник Божий защитил город от артобстрела. В воскресный день во время Литургии начался обстрел, но было принято решение продолжить богослужение: «Сейчас причастимся, а дальше – как Бог даст». Взяли мощи святителя Николая, обошли трижды внутри храма с крестным ходом, и обстрел чудесным образом прекратился».

Настоятель Николо-Зарецкого храма протоиерей Виктор Матвеев впервые услышал об образе в Бейт-Джала от тульских паломников: «Образ святителя Николая, который теперь будет находиться в нашем храме, поистине знаменательный. Мы хотели, чтобы эта икона была у нас, потому что святой угодник Божий предотвращал разрушения храма и защищал население во время военных конфликтов.

Когда решили написать икону, то поняли, что не знаем размеров. Тогда один из знакомых специально полетел в Иерусалим, чтобы замерить образ. После чего была написана его точная копия. Единственное расхождение – на оригинале поля коричневого цвета, а у нас вызолочена вся икона, а также надписи в Бейт-Джале на арабском, а у нас на русском. Но надписи полностью переводят арабский текст».

Прихожанка Николо-Зарецкого храма Валентина Гребенникова рада, что дом Божий обрел новый образ святителя Николая: «Если поговорить с прихожанами, можно услышать, что каждому Николай Чудовторец в чем-то помог. Бывает, что человек заболевает, остается без работы или проходит другие жизненные испытания, и тогда обращается за заступничеством к святителю Николаю. По себе знаю, что потом непременно приходит помощь, никто не остается неуслышанным, и все разрешается в жизни».

Прихожанка Николо-Зарецкого храма Марина Ефимушкина подчеркнула, что икона «Отец города Бейт-Джала» является свидетельством современных чудес: «Отец Алексий напомнил нам о том, что в жизни постоянно происходят чудеса, связанные с именем святителя Николая. Из своей жизни могу привести множество примеров, когда святой помог в трудной ситуации. Неудивительно, что чудеса происходят повсюду, в том числе и в городе Бейт-Джала. Слава Богу, что отныне в нашем храме пребывает свидетельство современных чудес, и каждый человек будет помнить об этом и молиться святителю».

Олеся Феофилова